Офисное пространство: киберреволюция
Похоже, «офисный планктон» – на пороге революции: не политической, а рабочего места. Она начинается с планшетников в зонах отдыха, ортопедических кресел или просто пуфов вместо стульев, столов с регулируемой высотой, специальных комнат для детей сотрудников.
Существует и более радикальная тенденция – полного упразднения офисов благодаря интернету – домашнему и мобильному, скайпу для совещаний и планерок, «умным» мобильным девайсам и для подстраховки – интернет-кафе. Пока офисы еще существуют, рабочие места миллионов людей, ставших количественно доминирующим сословием крупнейших городов мира, меняются до неузнаваемости.
Одно из будущих вероятных изменений в офисной планировке – крах кабинетной и перегородочной системы и превращение офисного пространства в открытое пространство. По прогнозу топа мебельного холдинга MZ5 Андрея Ященко, в концепции открытого пространства будет активно применяться подход hot desking: каждый сотрудник сможет работать за любым столом, который нравится. В современных офисах уменьшается количество бумаг, что должно привести к уменьшению размеров офисной мебели и максимальной комфортности зон отдыха. Андрей Ященко считает основными трендами «новых офисов», уже активно присутствующими в России, экологичность, минимализм и практичность.
Наибольшую вероятность перехода к открытому пространству отмечают и топы, и сотрудники, и дизайнеры. Сотрудники отмечают новые коммуникативные возможности такого перехода. По прогнозу гонконгского представителя коммуникативного агентства «Нектарин» Сергея Кокарева, ввиду роста количества сотрудников и уплотнения офисов в моду или даже необходимость должны войти трансформирующиеся пространства. Так, в Гонконге уже можно подивиться на 180-метровый небоскреб-трансформер – здание HSBC (автор – проекту британский архитектор Норман Фостер). В народе эту башню прозвали «Робот» за сходство с задумчивым роботом-трансформером. Воплощать новые идеи уже пытаются и некоторые российские бизнес-центры. По мнению управляющего партнера RADIX-and-Partners Russia Андрея Палютина, открытое пространство дает постоянный контакт с сотрудниками и поднимает боевой дух – если в таком офисе не так много людей и достаточно пространства.
Однако кабинетные стены или перегородочная система общего зала дают приватность, а общее пространство может породить ощущение психологического давления начальства и коллектива. Компенсировать это должно разделение офиса на рабочее пространство и лаунж-зоны. По прогнозу ряда экспертов, компьютерный и коммуникационный прогресс затронет и эти лаунж-зоны. С советских времен в лаунж-зоне остался теннисный стол, к нему уже прибавились тренажерные залы и игровые приставки. В дальнейшем могут появиться планшетники вместо газет, увлажнители воздуха, детские зоны. Игровая и образовательная зона уже запланирована на базе одного из дополнительных офисов банка Петрокоммерц. Это пилотный проект, запущенный ввиду массовых задержек сотрудников банка на работе и сложной ситуации с нянями. В России детские комнаты постепенно распространяются в ТЦ, ресторанах и офисах – не для сотрудников, а для клиентов, приходящих с детьми.
По оценке исполнительного директора компании Martela Елены Араловой, она и ее коллеги проводят в офисе по 10-12 часов, почти живут в нем и все чаще работают дома. Это порождает взаимную диффузию стилей: элементам мебели из шерсти и войлока, интеграции живых цветов и растений в мебель (журнальные столики с встроенными цветочными вазами), «неформальной» и креативной мебели – высоким столам с барными табуретами, низких мягким пуфам, эргономичным креслам с кофейными столиками. В офисах Европы распространяется «умная» мебель: столы с регулировкой высоты для работы сидя и стоя, что для здоровья гораздо полезнее неизменной позы в течение дня, эргономичные кресла. В России она пока не прижилась, но может распространиться из кабинетов топов по офисам, если станет одним из показателей статуса.
Дата публикации: 2012-04-04
Источник:
Компания