Несколько советов родителям продвинутых пользователей
Пока некоторые взрослые только осваивают компьютерную премудрость, дети, даже дошкольники, шарятся по интернетам, общаются в соцсетях и «аське» и рубятся в онлайн-игрухи. И у родителей возникает вопрос: как сделать, чтобы «железный друг» ребенка не стал врагом?
Польза бытовой компьютеризации неоспорима: с ней в каждый дом вошли программы для обучения и творчества, интерактивные доски и даже специальная мебель для них вроде той, что производит студия дизайна Акур, обучающие игры и т. п. С другой стороны, родители повсеместно жалуются, что дети уж очень долго торчат у мониторов, с боем пуская старшее поколение в одноклассники. Шутят: «Вышел из дома, а там друзья друзей». Шутки шутками, но зависимость от компа – реальная и очень жесткая вещь, особенно у детей и подростков.
При ее возникновении психолог Викуловской школы №1 Светлана Муромцева советует для начала проанализировать, какие именно потребности ребёнка удовлетворяет компьютер и подумать, что может соответствовать этим потребностям «в реале». С другой стороны, можно «переориентировать» отношение ребенка к компьютеру, как к средству получения информации, знаний, помогающему в выполнении домашних заданий.
Психолог советует ограничивать время сиденья ребёнка за компьютером. Это такой же досуг, который должен лимитироваться, как время на «погулять» и общение с друзьями и так же требует некоторого контроля взрослых. Светлана Муромцева не рекомендует сажать за компьютер до 5 лет, а в 5-7 лет ограничивать время за компьютером двух-трехразовым в неделю, по 20 минут, в 7-10 лет – получасом в день, старше – не более 2 часами в день. Специалисты предупреждают: нельзя есть за компьютером и играть за ним перед сном.
Управлять компьютерной активностью своего ребенка можно и с помощью самого компьютера. У многих программ есть функция «Родительский контроль».
Психолог предлагает родителям искать для детей развивающие игры и фильмы, соответствующие их возрасту.
Конечно, нельзя резко, внезапно, без объяснений начать запрещать пользоваться компьютером. Но поговорить-то можно. Как и находить время и возможности для совместного досуга, общения, игр, спорта, кино, путешествий. Надо просто проявлять искренний интерес к жизни ребёнка, особенно если это подросток. И исправлять некоторую путаницу в понятиях, которую вносят соцсети и прочие ресурсы. Так, друзья – это те, кто рядом, кто есть в жизни «в реале», по крайней мере, может оказаться рядом в трудную минуту, а не все «прифрендившиеся» в «Одноклассниках» и «в контакте».
Древние говорили: «Всё может быть и ядом, и лекарством. Действие вещи определяет мера». Научить своих детей находить разумную меру, и в общении с компьютером в том числе – задача взрослых.