Яндекс надеется сделать «антипиратский закон» менее несправедливым
Яндекс, неоднократно критиковавший вступивший в силу 1 августа «антипиратский» закон, сразу получивший народное название «закон против интернета», выступил с новым пакетом поправок, которые должны сделать его более справедливым. Или менее несправедливым, учитывая, что Яндекс оспаривает основные положения, на которых основан закон.
В Гражданском кодексе появилось крайне расплывчатое, по оценке Яндекса, понятие информационного посредника. Исходя из определения, таковым можно счесть любого перепостившего ссылку и, более того, любой поисковик, выдавший ссылку в ответ на запрос. Между тем таким посредникам, могут начать вменять нарушения авторских прав наравне с размещающими контент, на исключительное владение которым претендуют правообладатели.
Если новый проект поправок в КоАП и штрафы посредникам будут утверждены, это снизит конкурентоспособность российских игроков на рынке интернета и у многих охладит желание инвестировать в стартапы. Яндекс считает ссылки на контент и его индексацию не нарушением, а его последствиями. Если же штрафовать, то в первую очередь правообладателей за ложные сообщения о нарушении прав, считает Яндекс: по «антипиратскому» закону такого заявления может быть достаточно для блокировки интернет-ресурса, для чего ранее требовался суд и исполнение судебного решения.
Кроме того, Яндекс считает, что блокировка – необоснованная и чрезмерная мера, которую надо отменить кроме как для исключительных случаев и если ее действие не сможет затронуть законопослушные ресурсы.
Пока же контент может быть удален по заявлению правообладателя, а если оно окажется ложным, у «информационного посредника» нет возможностей разблокировать контент: для этого просто нет законной процедуры.
Яндекс добивается и обязательного включения в требования правообладателей полных адресов страниц, а не одного лишь IP. Наконец, закон не может требовать предварительной модерации контента, уверен Яндекс: речь об огромных объемах информации, и технологий, гарантирующих «чистоту» ссылок на контент больших поисковиков, пока нет.