Новое приложение взорвало сеть, избавившись от неудобства с заявками в друзья
На Сансет Бульваре был рабочий полдень, и Джастин Матин за рулем своего купленного за $230 тысяч Мерседеса G-класса направлялся в любимый магазинчик органических продуктов в двух минутах езды. Но всё пошло-поехало как-то не так.
После неважно исполненного разворота сквозь две линии трафика его внедорожник заехал на тротуар носом в противоположном направлении. Вокруг сигналят, кондиционер накрылся. «Не бойсь, он и по тротуару может!», – утешил Джастин Криса Айерса – автора статьи о взорвавшем мобильный интернет новом приложении. Однако друг детства и бизнес-партнер Джастина Шон Рад запротестовал, Матин пожал плечами, сдал Мерседес задом и благополучно вписался в уличное движение. Такой хаос для Джастина с Шоном, недавно заработавших по несколько млн долларов на запущенном ими 18 месяцев назад мобильном приложении Tinder (Фитиль), сейчас норма.
Извне концепция Тиндера кажется столь же простой, сколь и неглубокой. Используя данные GPS, новый софт позволяет пролистывать профили людей в радиусе 1-160 км. Клик на левую кнопку – и вы их больше не увидите, правая значит «лайк», но такой, который не будет виден тому (той), кому он достался, пока он (-а) не лайкнет вас. Если это произойдет, Тиндер показывает «совпадение», можно начать чат. Затем… ну, может произойти что угодно.
Распространенность приложения повсюду, от студенческих и частных клубов до пабов и ресторанов по всему миру трудно переоценить. Если Голливуд поставит фильм о его создании, он может превзойти по популярности «Социальную сеть». На ютьюб уже заливают фейковые тизеры подобного фильма. В конце концов, Джастин и Шон – не нескладные ботаны и нерды. Оба вышли из богатых иранских еврейских семей и сами никаких проблем со знакомствами не испытывали.
Анти-гиковость Тиндера подкрепляется расположением его штаб-квартиры в наводненной папарацци части Сансет Бульвара. Впрочем, вскоре создателям приложения, на которое сейчас работает 30 сотрудников, может потребоваться больше места. Они уже подумывают о занятии целого этажа в одном из близлежащих небоскребов. Тем более у Тиндера, в отличие от большинства других компаний, есть свои групи, пояснил Шон.
«К нам заглядывают люди всех сортов, иногда по очень странным поводам, – рассказывает он». Поводы варьируются от «Хей, я посеял свой смартфон, не поможете найти?» (думают, что у Тиндера есть своя система слежения) до просто познакомиться с Джастином.
Крис Айерс, интервьюируя Джастина и Шона в переговорной комнате Тиндера, заметил, что они смотрятся почти как братья. Стиль одежды тот же, заканчивают друг за друга предложения и время от времени пинают друг друга под столом. Серьезные отношения есть только у одного из них. Подруга Шона – 20-летняя Алекса Делл, в честь папы которой, Майкла Делла, основавшем известную компанию.
Оба основателя учились бизнесу в университете Южной Калифорнии. Джастин там без усилий добился популярности, принимая у себя вечеринки и продавая билеты на них. Еще тогда он понял: для успеха вечеринки самое важное – чтобы пришли самые красивые и социализированные девчонки. Если этого добиться, всё остальное естественно последует.
После учебы Джастин и Шон зарабатывали на хлеб каждый по-своему, но иногда перекидывались бизнес-идеями. Частой темой был Фейсбук и то, как неловко там френдиться с теми, с кем не очень хорошо знакомого. И насколько еще более неловко отклонять нежелательные запросы. «Мы поняли, что дело в неотъемлемом напряжении, существующем между людьми, – объясняет Шон. – Или вам нужны новые взаимоотношения, и на вас могут смотреть, как на агрессора, или наоборот». Это и породило концепцию двухстороннего принятия в Тиндере. Чтобы запустить его, Джастин устроил одно из социальных событий, битком набитых студентами. На входе они должны были предъявлять смартфон со скачанным Тиндером. Затем Джастин начал распространять приложение по универам и кампусам, нанимая в каждом харизматичного «посла Тиндера». Скоро приложение зажило своей жизнью. Для защиты от фейковых аккаунтов создатели приложения привязали его к Фейсбуку.
Когда Тиндер засекает «совпадение», следующим вопросом, конечно, становится, как завязать разговор с незнакомцем. Джастина часто просят подсказать лучшую пикаповую фразу. Но здесь их нет, в Тиндере они не работают, как и в реальной жизни. Ключ здесь – в том, чтобы потратить время на изучение профиля взаимно лайкнувшего и потом послать личное сообщение, которое может привлечь его внимание, вызвать интерес. Идея, что «совпадение» значит «дело в шляпе» – фантазия СМИ. Джастин, активно пользующийся собственным приложением, признался, что никогда не думал в таких случаях ничего типа «вау, теперь я могу с ней переспать», но думал что-нибудь вроде «ОК, она готова поговорить со мной… посмотрим, что из этого может выйти». Если у Тиндера есть «грязный секрет», то разве что этот: он – не чистый стартап, каким его считает большинство юзеров. Тиндер основан и контролируется компанией IAC/InterActiveCorp, владеющей и другими ресурсами. У Тиндера есть и третий сооснователь, 32-летний спец по iOS Джонатан Бадин, предпочитающий держаться в тени. Он помогал создавать Тиндер в инкубаторе мобильных приложений IAC.
Джастин и Шон настаивают, что для них дело было не в деньгах. Они просто увидели проблему в мире, которую должны решить, и не могли спать, пока не решат, сказал Шон. Притом Тиндер отчаянно старается избежать классификации, как «сайт знакомств»: подобные сайты считаются медленно растущим бизнесом. В конце концов, каждый «коннект» «сайта знакомств» означает потерю пары клиентов. В соцсетях чем больше коннектов, тем больше становится сеть. Всё это ставит Джастина и Шона в сложную позицию. Они только за репутацию Тиндера, как пути «найти любовь с первого свайпа», но совершенно против того, чтобы его воспринимали как средство пикапа. В итоге от интервью с ними часто складывается какое-то двойственное впечатление.
Однако большая доля правды есть в заявлении Тиндера, что большинство юзеров регистрируется в нем из чистого любопытства. Что же до демографических перспектив, то автор статьи проконсультировался с 19-летней студенткой Кристен. По ее разъяснению, девушкам Тиндер больше поднимает самооценку, чем провоцирует на интрижки. «Нам Тиндер больше поднимает настроение потому, что все эти парни считают нас привлекательными. Они, конечно, воспринимают его больше как инструмент «снятия», но обычно он так не работает, потому что их послания выглядят довольно убого. Кристен показала несколько таких посланий типа «Ну ты горячая!» и «Чё делаешь?».
Кроме того, Кристен объяснила дилемму Тиндера: обычно ты кликаешь левой или правой по своим друзьям мужского пола? Теоретически они об этом не знают. Но когда живешь близко и у каждого есть приложение… рано или поздно они сделают свои выводы. «Я обычно кликаю левой, иначе будет слишком затруднительно, если Тиндер отметит совпадение. Если только это не друг, которым я тайно интересуюсь. Тогда кликнуть правой – хороший, ненавязчивый путь дать ему знать, что считаешь его привлекательным».
«Цифровое» начало любых знакомств сегодня второе по частотности после знакомств через друзей. Юзеры Тиндера проводят за ним в среднем 11 минут в день. В приложении уже более 750 млн фотографий, и оно ежедневно отмечает по 10 млн «совпадений».