Падение Фейсбука: крах доткомов 2.0, сбой софта или хитрость Цукерберга?
Одни эксперты винят в неудачном IPO Фейсбука сбой биржевого софта, другие видят в нем признаки начала второго краха доткомов, третьи – хитрый план Цукерберга. Правда, не могут сказать, в чем этот план заключается.
Первый крах доткомов (доменов в зоне com, с англ. .com, dot com) привел 10 марта 2000 года к падению индекса NASDAQ, до краха несколько лет выросшего на более 5 тысяч пунктов. Жертвами тогда оказались множество компаний, включая уличенную в нелегальных банковских операциях для увеличения прибылей WorldCom (ее падение было третим по величине банкротством в истории США), NorthPoint Communications, XO Communications, JDS Uniphase, Global Crossing и другие. В итоге многие доткомы были ликвидированы или перекуплены, доменные имена выкупались по остаточным ценам, фондовая биржа NASDAQ зафиксировала падение рыночной стоимости зарегистрированных компаний на $5 трлн.
С самым дорогим в истории американского технологического сектора первичным размещении акций (IPO) Фейсбука связывают возможность второй волны краха доткомов. Первый с выхода Фейсбука на биржу финансовый отчет (за II квартал текущего года) сообщил об убытках и просигналил о его неспособности монетизировать скачкообразный рост пользователей, выходящих в интернет с мобильных устройств. Аналитики отметили неясность перспектив Фейсбука для него самого (в отчете отсутствует прогноз).
Между тем, по мнению аналитика Saxo Bank Сверрира Сверрисона, Фейсбук просто обязан разъяснить, каким образом собирается зарабатывать на мобильных приложениях. Пока у него с доходами от мобильных приложений явные трудности.
Аналитики Renessance Capital спокойнее. По их мнению, пока рано судить о стратегии Фейсбука в сфере мобильной рекламы, он на ранней стадии монетизации услуг в этой области. Сам Фейсбук отметил, что формат «спонсированной истории» для мобильных девайсов активно применяется только с июля.
На днях акции Фейсбука продемонстрировали самое значительное в его короткой биржевой истории падение – на 12%. С майского IPO его рыночная капитализация социальной сети сократилась на 38%, до $56,3 млрд. Ни одна крупная компания, прошедшая IPO, не теряла так быстро свою стоимость. Выручка Фейсбука во II квартале выросла на 32%, до $1,18 млрд, но это самый низкий рост с начала раскрытии компанией информации о ее динамике в I квартале 2011 г. (107%). При этом до IPO Фейсбук 8 лет демонстрировал заоблачные темпы роста. Возможно, инвесторов смутило превышение стоимости акций против их прибыльности более чем в 50 раз и одолели сомнения в способности соцсети удерживать темп роста при переходе многих пользователей на мобильные устройства.
Похожие неудачи потерпел ряд других компаний, объявивших IPO, например, скидочный сервис Groupon и разработчик социальных игр Zynga, вышедшие на биржу в ноябре и декабре прошлого года. Обе компании потеряли с тех пор по две трети начальной стоимости акций. А радио онлайн Pandora, разместившее акции на бирже в июне 2011 года, потеряло более 40%.
Инвесторы и аналитики до сих пор пытаются понять, почему крупнейшее технологическое IPO стало катастрофой. The Financial Times пишет о технических сбоях в день начала торгов. Из-за ошибок софта биржи NASDAQ эти торги начались на полчаса позже, притом в первые 2 часа торгов некорректно отображались данные о сделках с акциями Фейсбука. В итоге брокеры просто не знали, сколько акций Фейсбука купили и почем. Когда бумаг обнаружился перебор, они начали сбрасывать их, обрушив котировки.
У Wall Street Journal – другая версия, о целенаправленном обвале котировок, к которому причастны соорганизаторы IPO – инвестбанки JP Morgan и Goldman Sachs. Юридическая фирма Glancy Binkow & Goldberg LLP подала против Марка Цукерберга, Фейсбука и организаторов его IPO судебный иск, в котором говорится, что Фейсбук в сговоре с организаторами IPO скрыл от рынка информацию, которую получили только крупные клиенты банков-организаторов.
Однако дежавю – неполное. Акции профессиональной соцсети LinkedIn с выхода на биржу в прошлогоднем мае выросли на 124%, а социального сервиса обзоров Yelp, который проводил IPO в марте – на 31%.
Дата публикации: 2012-08-06
Источник:
PC Week