Хэллоуин завершился началом эпохи цензуры рунета
Хэллоуин завершился началом работы в полночь с 31 декабря на 1 ноября «черного списка сайтов». По сути его идея напоминает карательную цензуру 19 века, действовавшую после выхода печатных изданий в свет.
Этот вид цензуры был создан в качестве упрощенного вида предварительной цензуры (действовавшей до сдачи издания в печать). Черный список 21 века, похоже, имеет целью вернуть цензуру хоть в каком виде. «Временные правила по цензуре» образца 1862 года говорили не о детской порнографии, пропаганде наркотиков и суицида, а о нарушении уважения к обрядам и учению христианских исповеданий, верховной власти и ее атрибутам, особам царствующего дома, законам, чести и домашней жизни, народной нравственности и т. п.
Роскомнадзор с гордостью написал в своем твиттере, что уже принял к рассмотрению более 2 тысяч жалоб и успешно отражает все атаки на сайт. Позже выяснилось, что атаками чиновники сочли ложные жалобы в большом количестве и ассортименте. Позже их просветили, что DDoS-атаки – это совсем другое, и они извинились за введение своих читателей в заблуждение.
«Временные правила по цензуре» от 1862 года стали основой «Временных правил о цензуре и печати» уже в статусе закона, вышедшего в 1865 году и просуществовавшего 40 лет. Цензуру при старом (царском) старом режиме так и не отменили, хотя планировали. При новом (советском) старом режиме она через какое-то время стала еще строже. При царском старом некоторые издания подвергали и предварительной, и карательной цензуре.
Пока же на еще не запрещенных сайтах идут дискуссии, справятся ли три ведомства (Роском- и Роспотребнадзор и ФСКН) с задачей. Ее осложняют ресурсы за пределами юрисдикции РФ, сайты, работающие через прокси-серверы, мгновенно тиражируемая информация, поток предложений однодневок-анонимов, в том числе связанный с наркотиками, спам, падающий прямо на мыло и т. п. Жаловаться на вредные сайты может любой пользователь, и уже возникло движение за то, чтобы добиться запрета сайтов ЕР, Кремля и самого сайта, собирающего жалобы (в частности, за их депрессивность, толкающую к самоубийству).
По мнению медиадиректора компании «SUP Media» Антона Носика, достаточно самых поверхностных знаний об устройстве интернета и распространении контента в нем, чтобы понять, что это очень быстрая система, в отличие от очень медленной и неповоротливой системы чиновнических предписаний. Сайты, удаление которых будет занимать у чиновничьей системы недели, могут вновь появиться на других адресах за секунды. Пример: за первые 12 часов работы черного списка под запрет попали лишь 6 сайтов. С другой стороны, примеров чудесного и иногда практически моментального воскрешения запрещенных сайтов за последнее время была масса, достаточно вспомнить рутрекер у нас и Megaupload Кима Доткома у них. Изготовление сайтов сейчас – легкое, приятное, совершенно недорогое и доступное в общем-то каждому удовольствие.